
Земля Карельского перешейка многие десятилетия хранит следы короткой, но кровопролитной войны. Ее называют по-разному, но как бы ее не называли, это война, забравшая у родных отца, сына, брата, любимого и единственного. Это относится к обеим воюющим сторонам.

Одно слово «Линия Маннергейма», вызывает сейчас какой-то магический интерес к нему. Все укрепления, которые можно увидеть сейчас на Карельском перешейке почему-то называют « Линией Маннергейма».
Укрепления «Карельского вала», которые проходят через наш поселок, тоже называют «Линией Маннергейма». Что же это такое? Почему это слово до сих пор будоражит мысли людей? Я это название слышал давно и несколько лет собирал все, что касается этого укрепления. В последнее время стало много публиковаться материала о той, «зимней» войне, где главную роль на Карельском перешейке сыграла эта «Линия».
Многое я узнал из Интернета. А прошлым летом в окрестностях нашего поселка работал поисковый отряд «Безымянный». Они в 1999 году обнаружили в районе полигона «Каменка» останки 242 бойцов, погибших в 1939-1940году. Там как раз проходила «Линия Маннергейма». Эти поисковые отряды восстанавливают события тех дней, составляют карты сохранившихся укреплений, сопоставляя их со старыми военными картами, работают в военных архивах. Так мы узнаем дополнительные сведения о той войне.
Таким образом, блестящая инженерная идея создателей линии Маннергейма, состоит в следующем:
1) Финнами были максимально учтены природные условия, в которых создавался укрепрайон.
2) Рас¬положение отдельных огневых точек поставило Советскую Армию пе¬ред необходимостью, не щадя сил, брать боем наиболее неприступные ее укрепления.
3) Техническое оснащение линии Маннергейма соответ-ствовало современным требованиям ведения войны.
Все это позво¬лило Финляндии, обладавшей ограниченным военным потенциалом, в течение зимы 39-40 гг. сдерживать силы, во много раз превосходя¬щего противника и спасти свою независимость.
Кроме того, по результатам исследования можно отметить, что блиндажные сооружения финнов, были во много раз лучше приспо¬соблены для проживания (деревянные бревенчатые стены, большие, выложенные кирпичом печи, каменные бруствера), чем блиндажи советских солдат. В условиях холодной зимы 39-40 гг. этот фак¬тор также стал для финнов одним из решающих в деле успешной обороны.
После войны финские оборонительные рубежи на Карельском перешейке подверглись разрушению. Специальные команды саперов демонтировали и взрывали долговременные огневые точки, уцелевшие в ходе недавних боев.
Сегодня она не внушает прошлого величия, но остатки её, волнуют нас до сих пор.
Александр Пановицин. Посёлок Первомайское.
Фоторепортаж